О "t" и не только |
Страница 4 из 5 3. Главным праздником для древних вавилонян был Новый Год. Это был праздник веры. В новогодние дни жители страны собирались в храмах, жрецы храмов доставали из хранилищ глиняные таблички книг, и все вместе жители Древнего Вавилона принимали участие в длящемся 12 дней Новогоднем действе. Основой действа была Священная Книга - "Энума Элиш", читающаяся жрецами на 4 день праздника. Перед мысленными взглядами взволнованных слушателей возникало Первовремя порядка: сотворение мира, рождение символизирующих стихии старших Богов, затем – обросших социальным Богов младших... Со страхом слушатели "Энума Элиш" слушали о вползшем в Первовремя Хаосе, имя которому - Тиамат. Это была угроза существованию изначального порядка. Старшие Боги вступили в схватку с Тиамат, но потерпели поражение. Вызвался сражаться с Хаосом Мардук – молодой Бог. Была битва, и - победа… Вы спросите: почему содержание эпоса "Энума элиш" так волновало посетителей древних вавилонских храмов? Отвечу. Для вавилонян события Первовремени были напрямую связаны с событиями, происходящими с ними самими на земле. Порядок там означал порядок здесь. Если же здесь с приходом осенних холодов тот порядок, что символизировали согревающие землю солнечные лучи, ослабевал, - тому была одна причина: основы порядка там – пошатнулись. И причина была одна: Тиамат – Хаос, однажды побежденный Мардуком, набрался сил и вернулся. Загнанные в дома холодными осенними дождями, вавилоняне предельно чувствовали усиление Хаоса, как силы, угрожающей самому существованию людского рода. Зависящие от земледелия, они с испугом полагали, что весна, и солнечное тепло, и весенний разлив Евфрата могут не возвратиться никогда. И был ли выход? Да. Чтобы порядок окреп здесь, на земле, необходимо было укрепить порядок там, в Первовремени. Именно для этой цели на четвертый день праздника в храмах Вавилона и читались строки из эпоса "Энума Элиш" о порядке и сотворении. Но только идеального укрепления самой конструкции Первовремени было недостаточно. Чтобы победить приблизившийся Хаос здесь, необходимо было помочь Мардуку одолеть Хаос там. И – борьбе с Хаосом посвящался двенадцатый день Новогоднего праздника. В двенадцать часов ночи двенадцатого дня во всех храмах страны происходило театрализованное действо: борьба жреца, олицетворяющего Мардука с темною фигурой Хаоса. Здесь - сопереживали все, и этот гигантский духовный посыл глубоко верующих людей уносился в Первовремя, помогая Мардуку, борющемуся с Хаосом там. Древний актер в обличье дракона, поверженный жрецом, трусливо убегал, - и эта, поддержанная всеми, победа жреца здесь означала и победу Мардука там. И той победы там было достаточно, чтобы Хаос – здесь - отступил. Всеобщим ликованием вавилоняне встречали первый день Нового Года. Ведь они знали, что теперь все будет в порядке. Вернется тепло, Евфрат и Тигр весною разольются снова, обещая новый урожай и - жизнь - до новой осени. Если взять иные веры в времена после… Менялись Боги. Менялся ход сотворения мира. Менялось обличье Хаоса. Но в основе всех вер остается главное: священная книга с Первовременем внутри. Остается возможность для верующего человека: сопереживая победе с Хаосом - там – помочь себе в своей борьбе со своим вариантом Хаоса – здесь. Я беру на себя смелость утверждать: этот, изначальный, смысл заложен в любой священной книге любого народа. Более того: в любом идеальном образовании. Вам кажется, что все это надуманно, и, наверняка, ложно? Представим себе школьника, читающего в вагоне метро повесть Хемингуэя «Старик и Море». У этого школьника свои, не решаемые на данный момент реально, проблемы, свой маленький, окрашенный в социальное и личное, Хаос: скажем, нападки со стороны более сильного дебила-старшеклассника, вызывающий насмешки маленький рост… Но наш школьник погружается в Первовремя повести «Старик и море». Первовремя, основанное на изначальном порядке жизни моря и движения светил. В этом Первовремени - старик и есть Бог Мардук. Большая рыба и есть Хаос. А, может, Хаос – акулы, в конце концов сожравшие Большую рыбу? Борьба же старика с Большой рыбой или акулами, наполняющая Храм души нашего школьника, – и есть борьба Мардука с Хаосом. Наш школьник сопереживает той борьбе, и - победе. Ведь победа в повести «Старик и море» есть. Древний актер в обличье дракона обречен убежать. Эта победа в кажущемся поражении старика. Эта победа – в чуде: наш школьник, идеально победивший ТАМ, идеально решил и свои, нерешаемые на данный момент реально, проблемы ЗДЕСЬ. Он - внутри себя - уже дал отпор тому дебилу-старшекласснику. Ему кажется, что он стал выше ростом. Не могущий победить реально – с помощью победы старика – наш школьник победил идеально. Я считаю, что истинный смысл искусства – именно такая вот помощь людям. Все мы, поэты и писатели, художники и музыканты едины в одном: своем предназначении создавать Первовремя борьбы с изначальным злом. Ведь нашим читателям, зрителям, слушателям нужно от наших книг, и картин, и музыкальных сочинений то же, что было нужно жителям Древнего Вавилона от эпоса Энума Элиш: принять в себя, поддержать душою, и – победить. Поверить... |